Высочайшая любовь к богу и беспристрастная любовь к человеку вот принципы, которые должны осуществляться в жизни. Законник обнаружил, что он сам является нарушителем закона. Испытующие слова христа обличали его.
Претендуя на понимание праведности по закону, он не жил праведно. Он не питал любви к людям. Ему надо было бы покаяться, но вместо этого он попытался оправдать себя. Вместо того чтобы признать истину, он стремился показать, насколько трудно выполнить эту заповедь. Тем самым он надеялся успокоить свою совесть и оправдать себя в глазах народа.
Слова спасителя показали книжнику не было нужды задавать этот вопрос, потому что он знал ответ на него. Но тем не менее законник решился еще на один вопрос а кто мой ближний? Среди иудеев этот вопрос вызывал бесконечные споры. Они нисколько не сомневались, что язычники и самаряне были их врагами. Но как питере разделение среди своего народа, среди различных групп общества? Кого священник, кого раввин, а кого старейшина должен считать своим ближним? Вся их жизнь была сплошным обрядом очищения.
И этих нечистых они должны считать своими ближними? И вновь иисус отказался вступить в спор. Он не стал разоблачать фанатизм тех, кто стремился осудить его, а простыми словами нарисовал перед своими слушателями картину несравненной небесной любви, которая тронула сердца всех присутствующих и заставила законника признать истину.
Чтобы рассеялась тьма, нужно принять свет. Наилучший способ избавить человека от заблуждения предложить истину. Именно откровение божественной любви выявляет уродство и греховность сердца, сосредоточенного только на самом себе.
Этот эпизод не был придуман иисус взял его из жизни. Священник и левит, которые обошли пострадавшего стороной, находились среди слушателей христа.
Направлявшемуся из иерусалима в иерихон путнику предстояло идти через пустыню. Дорога пролегала по дикому каменистому ущелью, где было полно разбойников, здесь часто совершалось насилие. Тут то и напали на этого человека у него отобрали все ценное и, израненного, избитого, бросили его у дороги полуживым.